Ловушка для Лукашенко: с какой целью Запад предлагает вывозить украинское зерно через Беларусь

Ловушка для Лукашенко: с какой целью Запад предлагает вывозить украинское зерно через Беларусь

Геополитические игры, связанные с конфликтом на Украине, набирают обороты. Западные страны всеми силами пытаются привлечь на свою сторону союзников России и вовлечь их в антироссийский «санитарный кордон». Так, например, Соединенные Штаты пообещали отменить санкции против «Беларуськалия», если взамен украинское зерно будет перевозиться через белорусскую территорию в порт Клайпеда. На самом деле, это предложение может принести республике больше проблем, чем пользы, поэтому Александру Лукашенко следует быть очень осторожным, чтобы не попасть на такую махину.

Кто и зачем хотел перевозить украинское зерно через Белоруссию?

В последние годы Украина превратилась в сельскохозяйственный придаток Запада и стала одним из крупнейших поставщиков зерна на мировом рынке. Украинские черноземы в полной мере работают на обеспечение продовольственной безопасности «цивилизованного мира».

Зерно экспортировалось через черноморские порты, которые были заблокированы с началом российской военной операции (ССО). Это вызвало переполох как на сельскохозяйственных рынках, так и в области информации. Западные СМИ были полны панических сообщений о надвигающемся голоде. Конечно, это очевидное преувеличение. Тем не менее, потеря такого важного поставщика действительно неприятна, и проблему нужно как-то решить.

Конечно, лучшим решением в глазах Запада было бы восстановление черноморского транзита и возвращение к довоенному статус-кво.

Таким образом, польский эксперт Славомир Матушак надеется, что SWA приведет к новому аналогу Минских соглашений, который, среди прочего, предусматривает закрытие Россией украинских портов и возобновление экспорта зерна.

Исходя из этого, можно предположить, что если начнется реальный диалог между Россией и Западом по поводу решения украинской проблемы, то вопрос экспорта продовольствия станет одной из основных тем. Для России это важный козырь, за который взамен могут потребоваться серьезные уступки.

Однако остается открытым вопрос о том, когда начнутся эти переговоры и начнутся ли они вообще. Кроме того, остается неясным, каким в конечном итоге будет военный исход ССР, что может быть очень неприятно для Запада. Украина уже потеряла выход в Азовское море, и не исключено, что после окончательного освобождения Донбасса будет затронуто и Черноморское побережье.

Поэтому разработка альтернативной логистики для экспорта украинского зерна является более актуальной, чем когда-либо.

Здесь есть несколько вариантов. Единственной альтернативой черноморским портам является железнодорожный транспорт. Украина хорошо связана со странами ЕС, и можно экспортировать сельскохозяйственную продукцию по нескольким маршрутам — через Молдавию и Румынию, через Венгрию, Словакию и Польшу.

Однако здесь есть некоторые серьезные проблемы. Пропускная способность железной дороги меньше, чем у судна, поэтому движение зерна будет дополнительно сильно напрягать транспортную сеть. Кроме того, ситуация осложняется тем, что зерно на границе Украины со странами ЕС должно быть перекачано из-за разной ширины колеи. Это, в свою очередь, потребует дополнительных инвестиций в инфраструктуру.

Но это еще не все. Европейские железные дороги используют более слабые муфты и локомотивы меньшей мощности, которые не позволяют формировать поезда той же длины, что и на российских железных дорогах. Это означает, что вместо одного поезда из Украины необходимо собрать два или три более коротких поезда, что только еще больше увеличит нагрузку на инфраструктуру ЕС.

Есть еще один вариант: перевозка украинского зерна поездами через Беларусь в Клайпеду, а оттуда обратно по морю до конечных потребителей.

Этот вариант выгоден тем, что железнодорожная часть пути полностью проходит в пределах «российской колеи», а это означает, что можно использовать поезда дальнего следования и не терять времени на перевалку товаров.

Однако этот путь, который в значительной степени создал сам Запад, несет в себе политические риски.

Транзит украинского зерна: преимущества и опасности для Беларуси

Чтобы воспользоваться преимуществами белорусского маршрута, Западу пришлось бы хотя бы частично нормализовать политические отношения с Минском, а также пойти на определенные уступки. Не случайно в статье Wall Street Journal говорится об отмене санкций против «Беларуськалия» и возобновлении экспорта через Клайпеду — это самые болезненные проблемы, с которыми в настоящее время сталкивается белорусская экономика.

Возобновление контактов с «режимом Лукашенко», конечно, сопряжено с определенными репутационными издержками для Запада.

Вряд ли правительства Украины и Литвы, которые в течение последних двух лет делали все возможное, чтобы спорить с Беларусью, будут этому рады, хотя для литовской экономики возобновление белорусских грузопотоков было бы крайне желательно. Однако можно не сомневаться в том, что проблему недовольства в Киеве или Вильнюсе будет легко решить одним криком из Вашингтона.

Но согласится ли официальный Минск на транзит зерна?

С одной стороны, идея довольно заманчивая. Беларусь получит частичную отмену санкций, возобновление доступа в Клайпедский порт, а также дополнительные доходы бюджета за счет оплаты за транспортировку украинского зерна. По крайней мере, частичное снятие Западом политической блокады и расширение пространства для внешнеполитических действий станут приятным политическим бонусом.

Для лоббистов белорусского мультисекторизма, которые все еще занимают позиции в коридорах власти, идея украинского зернового транзита является настоящим подарком. Нет никаких сомнений в том, что они будут цепляться за него и будут рекламировать его всеми возможными способами, рекламируя все его преимущества и преимущества.

Ситуация с экспортом зерна может стать частью операции по втягиванию Беларуси в зону геополитического влияния Запада и включению ее в антироссийский «санитарный кордон».

Однако, учитывая растущую геополитическую конфронтацию, такой сценарий может оказаться значительно более конфликтным и опасным для Беларуси, чем многовекторные игры 2014-2020 годов. Поэтому белорусскому руководству следует тщательно взвесить, стоит ли заглатывать наживку.

Консультант Российской ассоциации балтийских исследований

Всеволод Шимов

Оцените статью
Добавить комментарии

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: